Примеры завершенных инновационных проектов
Спроектированная и разработанная компанией "УНИАР" модульная многоуровневая распределенная автоматизированная
система дистанционного обучения и повышения квалификации персонала (АСПК), внедренная в Сбербанке России (в центральном аппарате,
территориальных банках и отделениях Сбербанка России), построена на основе комплекса "СПУТНИК-ДОЦЕНТ". В АСПК предусмотрены
дополнительные группы пользователей, отвечающих за взаимодействие главного и подчиненного учебного центра и обладающих
специфическим набором функциональных возможностей. Идентичность структуры главного и подчиненного учебного центра, а также
наличие таких групп пользователей делает возможным построение многоуровневой иерархической системы.
АСПК является универсальным средством поддержки, как дистанционных форм обучения, так и средством
автоматизации учета и статистики по другим формам обучения, повышения квалификации, мониторинга уровня компетенции персонала по
различным критериям.
По сравнению с исходными версиями систем "СПУТНИК" и "ДОЦЕНТ" в АСПК был реализован ряд дополнительных
функций, среди которых можно выделить следующие:
Поддержка автоматизации различных форм обучения: дистанционного, очного и смешанного, в том числе:
регистрация произвольных учебных мероприятий, в том числе и разовых мероприятий;
регистрация учебных групп;
регистрация полученных сертификатов, в том числе и в сторонних учебных структурах;
регистрация информации о сторонних учебных структурах:
автоматизированное внесение информации об организациях;
автоматическая обработка структурированных списков курсов и тематик обучения;
отслеживание статуса организаций-партнеров, проводящих обучение сотрудников, по текущим договорам и наличию лицензии;
ведение списка преподавателей сторонних учебных структур;
ведение учета по стоимости обучения в сторонних учебных структурах;
АСПК позволяет вносить сведения о параметрах группы, влияющих на формирование отчетных форм, связанных с финансовой стороной организации повышения квалификации сотрудников;
автоматизация работы отдела по работе с персоналом:
система формирования отчетных форм, в том числе и произвольных форм, которые могут при необходимости создавать сотрудники организации;
АСПК позволяет выделять кураторам из подчиненных подразделений квоты на участие в учебных мероприятиях слушателей отдельных подразделений;
представители подразделений могут подавать заявки на размещение слушателей, направляемых на обучение, в гостинице;
отслеживание своевременного подтверждения квалификации и продления сертификатов;
интеграция с другими информационными системами организации:
импорт и экспорт списков курсов, реквизитов организаций и других данных через текстовые файлы;
импорт списка потенциальных слушателей, сотрудников отправляемых на обучение в сторонние учебные структуры или участников разовые учебных мероприятий и мероприятий, связанных с повышением квалификации импортируется в АСПК, например, из базы данных кадровой системы;
поддержка взаимодействия с произвольными отчетами, созданными в используемой во многих организациях среде Crystal Reports;
интеграция с информационным порталом организации через web-формы.

За внедрение технологий электронного обучения Сбербанк России и компания "УНИАР" были удостоены премии и
диплома в номинации "Лучший корпоративный проект e-Learning" на прошедшей в мае 2007 года в Москве выставке "eLearnExpo 2007".
Сотрудничество компании "УНИАР" и Сбербанка России успешно продолжается и в настоящее время. В 2010 году были
разработаны и внедрены две новые подсистемы АСПК:
ИПР – индивидуальные планы развития;
ППР – приоритетные проекты руководителей – Управление по целям.
Система дистанционного обучения "ДОЦЕНТ" развернута в 87 территориальных центрах Банка России.

ОАО АКБ «РОСБАНК» с 2008 г. сотрудничает с УНИАР и широко использует разработанный УНИАР цикл курсов Banking English.
Цикл курсов Banking English позволяет активизировать коммуникативные, профессионально ориентированные навыки специалистов
банковского дела. Курсы ориентированы на повышение квалификации руководителей и менеджеров высшего и среднего звена крупных банков, которые по роду
своей деятельности заинтересованы в ведении делового общения с англоговорящими партнерами. Он полезен работникам финансовых учреждений, владеющим
английским языком и желающим совершенствовать свои знания, банкирам, служащим внешнеторговых организаций, бизнесменам, учащимся и стажерам в сфере
финансовой и банковской деятельности, а также всем работающим в сфере бизнеса и практической коммерческой деятельности. Цикл курсов
Banking English также представляет интерес для первых лиц банка, деятельность которых связана с поездками за рубеж.

ОАО «РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК» |
С 2011 года компания "УНИАР" начала тесно сотрудничать с ОАО "Россельхозбанк". На первом этапе взаимодействия в банк произведена
поставка программного пакета УНИАР Паблишер.
УНИАР Паблишер является инструментальным средством для публикации электронных учебных материалов. Он позволяет разрабатывать
электронные учебники пользователям, которые не являются профессиональными программистами. При этом автоматически формируется унифицированный фирменный
стиль и профессиональный дизайн.

Международный центр финансово-экономического развития |
СДО "ДОЦЕНТ" с подключенными учебными курсами и тестами установлена в НОУ "МЦФЭР".
За дистанционное обучение и тестирование служащих ФНС России с использованием ведомственной ТВ-сети и СДО
"ДОЦЕНТ" НОУ "МЦФЭР" было удостоено премии и диплома в номинации "Лучший проект e-Learning в государственных и правительственных
учреждениях" на выставке "eLearnExpo 2006".
СДО "ДОЦЕНТ" с подключенными курсами дистанционного обучения по информационным и бизнес-технологиям развернута
на Интернет-портале подготовки персонала РАО "ЕЭС России".

Компанией "УНИАР" совместно с НИЯУ "МИФИ" ведутся работы по созданию и внедрению Автоматизированной системы
дистанционного сопровождения внедрения новых производственных процессов в заготовке крови (АС "ТЕЛЕМЕД") для Минатома России.
Были разработаны: подсистема контроля уровня квалификации медицинского персонала (врачей-цитологов), использующего в своей работе
систему автоматизированного исследования препаратов "Атлант", предназначенную для анализа макропрепаратов при проведении
цитологических исследований; подсистема тестирования пользователей системы автоматизированного исследования операционного
материала и средства видеомониторинга при удаленном консультировании препаратов опухолей. Компанией "УНИАР" разработан
электронный мультимедийный атлас клеток крови. Также разработаны курсы дистанционного обучения для подготовки специалистов к
работе с автоматизированным атласом клеток крови и для подготовки специалистов к работе с системой "Атлант". АС "ТЕЛЕМЕД"
успешно внедрена на объектах Заказчика.
В течение многих лет компания "УНИАР" успешно сотрудничает с Федеральным агентством кадастра объектов
недвижимости. Совместно с сотрудниками Учебного центра ФКЦ "Земля" компанией УНИАР была разработана концепция подготовки и
переподготовки специалистов агентства и его территориальных органов средствами дистанционного обучения. Были разработаны и
внедрены пилотная и промышленная версии Регионального Дистанционного Обучающего Центра (РДОЦ "Земля") и Федерального
Дистанционного Обучающего Центра (ФДОЦ "Земля"). Разработка выполнялась в рамках реализации Федеральной целевой программы
"Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости
(2002 – 2007 годы)".
Автоматизированная система дистанционного обучения Роснедвижимости прошла несколько этапов в своем развитии.
На первом этапе (2000 – 2001 г.) была разработана автоматизированная система регионального дистанционного обучающего центра (АС
РДОЦ "Земля"), которая прошла успешную апробацию в Ярославле, на базе учебного центра ЯРКЦ "Земля".

На втором этапе (2002 – 2005 г.) разработана автоматизированная система федерального дистанционного
обучающего центра (АС ФДОЦ "Земля"). Эта система дистанционного обучения второго поколения с распределенной структурой, впервые
созданная в нашей стране, предназначена для дистанционного мониторинга учебного процесса в региональных центрах и сбора
статистических данных.
В настоящее время АС ФДОЦ "Земля" развернута в Учебном центре ФКЦ "Земля", а АС РДОЦ "Земля" - в учебных
центрах четырнадцати регионов.
Структура автоматизированной системы дистанционного обучения Роснедвижимости представлена на рисунке.

За развертывание системы дистанционного обучения ФДОЦ-РДОЦ на федеральном и региональном уровнях России ФГУП
ФКЦ "Земля" и ООО "УНИАР" были удостоены премии и диплома на 2-ой Московской Международной Выставке e-LearnExpo 2005 за выдающиеся
достижения в сфере электронного обучения в номинации "Лучшее внедрение системы дистанционного обучения среди государственных
учреждений".
Компанией "УНИАР" разработан дистанционный консультационный центр (ДКЦ) системы асинхронного консультирования
клиентов, которая представляет собой комплекс программно-методических средств дистанционного консультирования, переподготовки и
тестирования клиентов. Комплекс программно-методических средств основан на современных Интернет-технологиях и методиках
образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.
Основными действующими лицами ДКЦ являются: администратор, эксперт,
консультанты и клиенты.
Администратор организует работу консультационного центра.
Эксперт организует процесс консалтинга. Он формирует из пользователей системы
консультирования, отправивших консультационные задания по Интернет или любым иным способом, группы пользователей и прикрепляет к
этим группам консультантов, которые подготавливают Справки по нормативным актам, дают ответы на Часто задаваемые вопросы и
готовят Заключения экспертов. Эксперт, в зависимости от сложности консультационного задания, формирует группы консультантов для
разработки Консалтингового проекта. В обязанности эксперта ДКЦ входит отслеживание оплаты клиентами консалтинговых услуг.
Консультант, пользуясь подсистемой контекстного поиска, извлекает из системы управления
знаниями необходимую подборку материалов, проводит их оценку и пересылает клиенту (по электронной почте, факсу или встроенной
системе сообщений ДКЦ) необходимые документы со своими пояснениями. В обязанности консультанта входит пополнение документарной
базы знаний ДКЦ сформированными справками.
Клиенты объединяются экспертами в группы пользователей по направленности консультационных
заданий. К группе прикрепляется консультант, готовящий ответы клиентам.
ДКЦ успешно внедрен в Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации.
В состав ДКЦ входят:
Автоматизированная система дистанционного консультирования, переподготовки и тестирования клиентов;
Документарная база знаний;
Средства поддержки документарной базы знаний и централизованной базы данных консультационного центра для ведения учета и статистики, ведения разнообразных форм отчетности;
Автоматизированные рабочие места (АРМы): "Администратор", "Эксперт", "Консультант", "Клиент", обеспечивающие процесс функционирования виртуального консультационного центра;
Функциональная подсистема "Проект", предназначенная для создания компьютерной среды совместной разработки консалтингового проекта группой экспертов (разработчиков и консультантов) в сети Инернет/Интранет;
Функциональная подсистема "Библиотека нормативных документов", позволяющая клиенту, при наличии у него соответствующих прав доступа, осществлять самостоятельный поиск информации по ключевым словам;
Функциональная подсистема "Новости", предназначенная для ведения рубрики новостей с постоянным обновлением информации.
Центр дистанционного консультирования для корпорации может включать внутренний и внешний контуры.
Внутренний контур образуют автоматизированные рабочие места (АРМы) консультантов и экспертов корпорации,
специализирующихся по различным тематическим направлениям.
Внешний контур образуют АРМы консультантов из других ведомств и АРМы пользователей.

Консультационные задания в зависимости от их сложности выполняются одним консультантом или коллективом
консультантов и специалистов. При выполнении консультационного задания консультанты работают в основном с документарной базой
знаний (ДБЗ) и с корпоративной информационной базой. Пользуясь рубрикатором или подсистемой контекстного поиска, консультант
извлекает из документарной базы знаний подборку материалов, проводит их субъективную оценку и пересылает клиенту (по электронной
почте, факсу или встроенной системе сообщений ДКЦ) необходимые документы, возможно, со своими пояснениями.
В случае недостаточного объема или отсутствия информации по рассматриваемому вопросу в ДБЗ, консультант должен
обратиться к внешним информационным ресурсам – специализированным сайтам и внешним базам данных или при помощи эксперта к внешним
консультантам.
При выполнении более простых консалтинговых заданий консультанты могут извлекать с помощью контекстного поиска
из документарной базы знаний фрагменты ранее выполненных консультационных решений и использовать их в своей текущей работе.
После поиска информации консультант отвечает клиенту и записывает сформированную справку в документарную базу знаний ДКЦ.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации |
Компанией "УНИАР" совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации ведутся работы
по созданию и внедрению информационно-образовательного портала. На базе СДО доцент были разработаны типовая
информационно-программная платформа факультетских центров управления информационно-образовательным порталом Финакадемии и
подсистема "Электронный деканат". Также разработан ряд виртуальных кабинетов пользователей портала.
СДО "ДОЦЕНТ" с комплектом обучающих курсов успешно установлена в Министерстве экономического развития и
торговли РФ, в Федеральной Налоговой Службе России, в Федеральной службе по надзору в сфере
образования и науки, в Фонде социального страхования Российской Федерации, в корпорации
"ГАЗПРОМ", в ГМК "Норильский никель", в Нефтяной компании "Юкос", в Высшей
школе экономики, в Федерации Интернет Образования и в ряде компаний и вузов России и ближнего зарубежья.
